из истории комсомольской ячейки Подзавалья
Фрагмент
В местных академических публикациях в прошлом пропартийных, а ныне официальных историков вы не найдете ни одного животрепещущего острого документа или народной жалобы Народная память как бы выхолощена. В целях разрешения способности суждения у последующих поколении было запрещено касаться взаимоотношении властей и интеллигенции толстовства рабочих артелей геноцида зажиточного инициативного крестьянства духовенства в последствии агитационной «идеотизации» молодежи социальных пороков тем более — мест заключения Подслащенная славословием как сахаром прошлогодне го варенья история устилает провинциальные полки бывшего тоталитарного подвала ныне почему то именуемого свободной Россией (хотя после взятия Зимнего свобода длилась один день) Полистайте сборники документов Калужский край (составитель А Тарасова рецензенты В Филимонов В Новиков и др ) Какую оценку поставит трезвый потомок этим «лицеприятным», жеманно-подобострастным подборкам за обилие «воды за то что она «слишком пресная»?
Пресловутый совковый принцип непорочности жизни «горе-реставрации» подмазать кое- как — скорее осыплется и снова — прибыль — радость! Нескончаемая черная магия личной корысти
Между тем на арену выходит Россия молодая для работы сверхлич-нпй тпебует объявленной исторической правды, гласности и энтузиасты-родиноведы, наша неподкупная «народная» или «домашняя профессура», ценой нищеты не зависимая от кормящих властей необходимые знания, порой через муки все еще «цензурной» публикации, предоставляет. Воистину, «докторов народной памяти» по вузам не ищи!..
Сегодня «Приокская газета» предлагает нашей мыслящей молодежи публикацию документа 20-х годов. Он написан комсомольцем Михаилом Петровичем Ильиным, который служил в губсуде и был избран членом горсовета. Его жалоба во ВЦИК имела целью возвращение занятых концлагерем зданий Лаврентьева монастыря для культурных целей населения поселка. Как член РКСМ Ильин выступал защитником рабочей молодежи местной ячейки поселка Коммуна Труда (Подзавалья). Она располагалась в архиерейском корпусе. Комсомольцы активно вовлекались в политическую и клубную жизнь и в своей работе руководствовались традиционными для того времени просветительскими установками на борьбу с «народной темнотой».
В то время монастырь состоял на учете Главмузея как национальный историко-архитектурный комплекс, включавший пантеон воинов 1812 года, в том числе потомков русско- армянской фамилии Лазаревых-Деляновых, генералов Багговута и Воложского и др., деятелей культуры, именитых калужан) скульптурные памятники пушкинской поры. У губмузея не было средств на поддержание памятников. Православная община сдавалась в борьбе с отделом уп¬равления исполкома. Но главным препятствием было размещение в монастыре концлагеря принудработ губисполкома… Вся память поколений канула в лету…
Через концлагерь прошло много военнопленных белополяков, петлюровцев, антоновцев и прочего «вредного для трудящихся элемента». Здесь отбывали наказание служащие Калуги.
Комсомольцы понимали, что вынужденное соседство с плохо охраняемым концлагерем ущемляет интересы рабочей молодежи. Как члену горсовета Ильину было легче искать пути спасения оставшихся культурно-исторических ценностей. Группировавшаяся вокруг него молодежь была спаяна чистыми порывами справедливого переустройства жизни желанием отдать силы строительству нового гуманного мира Революционная романтика молодежи со¬единялась с анархическими идеями безвластного коммунизма Кропот кина и разбивалась о стену быстро обюрократившегося советского аппарата
2. Письмо во ВЦИК
Во ВЦИК Совета РК и КД Члена Калужского Горсовета М. П. Ильина.
Жалоба
Я член Калужского Горсовета, Ильин от лица трехтысячного населения гр-н Коммуны Труда, поселка при г Калуге, отстоящего от города не менее 4-х верст, обращаюсь с настоящей жалобой
В 1918 году население Коммуны Труда, как далеко отстоящее от города, для культурных и др надобностей получило в свое распоряжение от Горсовета муниципализированные здания б.Лаврентьевского монастыря, открыв в этих зданиях следующие благотворительные уч-реждения школу, ясли, детский дом, затем в этих же помещениях находились райком РКП(б) и райком РКСМ и в помещении, ранее занимаемом школой, оборудован силами самих граждан клуб, культработа в каковом велись примерной даже для города, как более приживчивой среди трудовых масс и жаждущих просвещения И вот в 1920 ГОДУ местный Отдел Управления Губисполкома постановляет в указанные выше помещения б. монастыря поместить концентрационный лагерь. До этого времени концентрационный лагерь находился в большом, только что отстроенном трехэтажном доме; простояв там не более одного года, лагерь… оставил свой след на этом помещении, т.е. разрушил его. И этот лагерь, несмотря на протесты со стороны членов РКП(б) и РКСМ и самого населения, водворяют в эти монастырские здания, не считаясь ни с чем, разрушив тем самым столько хороших и нам необходимых организаций. Школа опять перебрасывается в прежнее помещение, непригодное под школу. Клуб… закрывается. Районные комитеты РКП(б) и РКСМ реорганизуются, ясли и детский дом закрываются, вовсе обрекая, в большинстве случаев, детей на верную гибель, т.к. это был наш злосчастный 1920 год. Имеющаяся библиотека-читальня, соорганизованная опять-таки силами сам их же граждан, передается в концлагерь с условиями удовлетворять нужды населения, а также все имеющиеся в клубе костюмы, декорации и весь инвентарь, в большинстве случаев мягкий, и рояль были переданы по распоряжению Отдела Управления в тот же лагерь. И с того момента наступает снова дореволюционное время, негде провести время для отдыха рабочих. Среди членов РКП(б} и РКСМ поневоле происходит глубокое разочарование — то, за что они боролись и что они воздвигали месяцами, разрушено одним росчерком пера в один день: предпочесть столь для них дорогое и нужное — заключенным и для того, чтобы помещения, как и предыдущее, привести в негодный вид. Подавали ходатайства, протесты, но местная власть смотрела на это сквозь пальцы — председателем губисполкома был А.Самсонов — Ю.С.), и ничего, конечно, не помогло. Лагерь так и остался по сейчас.
Библиотека уже не существует: от 5000 томов… осталось не более 100. Что обещали — т.е. давать пользоваться книгами в скором времени было прекращено Культурной работы никакой не было и население снова поневоле начало браться за старые привычки начавшие уже изживаться.
И вот, в текущем 1923 году лагерь зашевелился, начал разбирать кирпичные стены, не известно для какой цели, вывозить мягкую мебель, да и заключенных осталось не более 6 человек, которые караулят фруктовый сад.
Мне запала мысль — добиться выдворения этого лагеря, т к горько было вспоминать, что власть рабочих и крестьян так мало обращает внимания на этот не культивируемый рабочий уголок, с надеждой, что власть пойдет на встречу и вспомнит слова Кропоткина «Не будет ни тюрем ни других карательных учреждений Что же касается личностей с преступными наклонностями, то самой честной и практической исправительной мерой для них будет наше братское к ним отношение, нравственная поддержка, которую они найдут в нас, полная свобода»
Под этим я подразумеваю в данный момент, что необходимо сокращать места заключения, а не увеличивать и не менять их на культурно-просветительные цели
Созвав общее собрание граждан Коммуны Труда, подаю мысль, что у нас снова будет клуб, будет вестись культурная работа Все единогласно постановляют ходатайствовать перед президиумом Горсовета
Гумзак (губернское управление местами заключения -Ю.С.) отвечает что мы мол даем культработу для населения Коммуны Труда; мною было подробно сообщено для каких надобностей необходимы помещения. Президиум горсовета рассматривает и снова запрашивает отдел управления, который отвечает очень наивно, что помещения не могут быть возвращены потому, что необходимы Гумзаку.
…Вот вся суть дела, каковую со своей коммунистической точки зрения считаю неправильным. А посему прошу ВЦИК обсудить этот вопрос… Граждане прозябают в своем захолустье, не чувствуется того, что они живут при нашем рабоче-крестьянском правительстве, защищающем интересы трудящихся и борющимся с народным всеобщим злом — темнотой. Мы хотим отбросить религию, но сами себе противоречим, не давая возможности понять рабочему, что такое религия, что религия происходит от авторитарного общественного устройства. Надеюсь на ВЦИК, что… даст возможность нашему населению перестать верить в своих патриархов-феодалов, называя их божествами, а добиться той всеобщей цели… — это осуществления полного социализма на земле, то есть отдав помещения, занимаемые концлагерем, в распоряжение граждан Коммуны Труда на культурные цели и другие…
М.ИЛЬИН. Член РКСМ, партбилет № 1524.
20.09.23 г. (ГАКО, Фонд губисполкома, рукопись; публикуется впервые).
…Через шесть дней Управление делами ВЦИК препроводило жалобу комсомольца в Калужский губисполком, и на заседании президиума вновь было принято решение закрепить здания монастыря за Губисправтруддомом. Бороться с «чугунным прессом» власти было бесполезно. Похожий на нарыв, «остров Гумзак» в масштабе всей страны неминуемо должен был переродиться в раковую опухоль: «Архипелаг ГУЛАГ».
Ю.СУХОЦКИЙ, г.Калуга. На фото: 1. П.А.Кропоткин, 2. Вход в Лаврентьев монастырь. Церковь Успения. Начало XX века. «Приокская газета” № 44 за 26.11.- 2.12.98г.
Но вот настали уже близкие к нашим времена. Было выбрано место для кинотеатра «Центральный». Вырыли котлован и обнаружили болото. Явилась необходимость в мощном фундаменте. Не долго думая туда свезли могильные памятники, надгробья из Лаврентьева монастыря и других заброшенных приходских кладбищ, на которых уже до революции не хоронили, но сами некрополи по всему городу все-таки сохраняли. Из надгробий и выложили фундамент.
Такая же история повторилась при строительстве еще нескольких домов: на Ленина, 100 (магазин «Часы»), Луначарского, 53, и на углу улиц Чичерина и Пухова. Это три здания инженерно-технических работников управления дороги, и все они имеют в основании надгробья.
В 40-е годы оставшиеся не использованными при строительстве памятники были свезены внутрь Гостиного двора. Мальчишки устраивали горки из отшлифованных гранитных и мраморных плит… Кстати сказать, в домах, построенных на месте храмов, ощущается какая-то гнетущая обстановка, дух скорби. И жить там тяжело. Когда на ул. Ленина, 100, строили дом, снесли церковь Михаила Архангела. А внутри этой церкви был святой родник. Его тоже хотели ликвидировать и забетонировали. Но вода всегда найдет себе путь. Она пошла под землей по подвалам, затапливая их. Эта участь постигла и выстроенный на месте храма дом.
Марина Богомолова. «Весть» 29.05.99г.
ПОДБОРКА СВЕДЕНИЙ ПОДГОТОВЛЕНА ВАЛЕРИЕМ ПРОДУВНОВЫМ 25.05.2000г.