БОЛДИН И.В.

Калужский Лаврентьев монастырь относится к числу несохранившихся памятников архитектуры. Основанный в начале 16 в. монастырь был полностью уничтожен в конце 20 — начале 30-х гг. 20 в., вместе с ним погиб и уникальный некрополь. Калуга навсегда лишилась комплекса построек обители Св. Лаврентия, замечательного, по мнению современников, украшения города. И в настоящее время монастырь может рассматриваться, скорее, как объект для архивных изысканий и археологических исследований.

История Лаврентьева монастыря неоднократно привлекала внимание исследователей. Наиболее полная его характеристика содержится в книге Л. Кавелина «Историческое описание Калужского Лаврентьева монастыря нынешнего Калужского Архиерейского дома», которая вышла в 1862 г. и выдержала несколько переизданий.

В настоящее время оживился интерес к истории обители Св. Лаврентия. В периодической печати, различных краеведческих и научных сборниках появился целый ряд статей, посвященный различным проблемам монастыря: история, некрополь, разрушение и др. Эта работа не имеет целью охватить всю историю Лаврентьева монастыря. Речь здесь пойдет лишь о некоторых аспектах строительства зданий монастырского комплекса, и о его современном состоянии.

Монастырь Св. Лаврентия был основан в нескольких километрах от Калуги. Ныне его территория находится в пределах города. Согласно предания, на месте Лаврентьева монастыря в 16 в. стояла деревянная церковь во имя Рождества Христова. Лаврентий, спасший удельного князя Симеона Ивановича при набеге крымских татар, был похоронен в 1515 г. в этой Рождественской церкви. Сам князь Симеон умер в 1518 г., и, по мнению Л. Кавелина, именно Симеон основал Лаврентьев монастырь /тогда носивший имя Рождественского по церкви, находившейся в центре обители..

Долгое время в Рождественском монастыре бытовали лишь деревянные постройки. Но, несмотря на это, монастырь был достаточно укреплен: в него в 1609 г. из-под Москвы бежал Лжедмитрий II .

Первое каменное здание появилось в обители в 1650 г. — храм, в котором на первом этаже размещалась каменная церковь во имя Св. Мученика и Архидиакона Лаврентия, а второй занимала деревянная церковь во имя Рождества Христова. Этот храм был выстроен на месте деревянной Рождественской церкви .

В 18 в. облик монастыря меняется. Постепенно здесь начинают преобладать каменные постройки — верхний ярус храма заменяется на каменный, возводятся церковь над Святыми Воротами, колокольня, каменные стены вокруг монастыря с четырьмя восьмиугольными башнями по углам, настоятельские, казначейские, братские кельи и ряд других более мелких построек .

Лаврентьев монастырь, по сообщению Л. Кавелина, имел на своей территории один храм, состоящий из двух церквей, и две церкви: домовую, во имя Сергия Радонежского, пристроенную к настоятельским кельям в 1825 г., и во имя Успения Пресвятые Богородицы, что над Святыми Воротами.

О внимании братии к своей обители позволяет судить сравнение денежных средств, отпускаемых на жизнь монастыря и выделяемых из их числа на ремонтные работы и пополнение ризницы. Согласно приходно-расходным книгам, за период с 1768 г. по 1779 г. Лаврентьев монастырь получал около 800 рублей ежегодно. Четвертая часть этой суммы шла на поддержание построек обители в соответствующем состоянии и на пополнение ризницы . Для сравнения надо отметить, что строительство нового Рождественского престола в 1776 г. обошлось Лаврентьеву монастырю в 500 рублей. За период с 1832 г. по 1841 г. из 20096 руб. /неокладные доходы Архиерейского дома за 10 лет/ на строительные работы в монастыре было затрачено 9632 руб., то есть почти половина .

В местном архиве хранится большое количество дел содержащих договоры монастырских властей о ремонтно-строительных работах. Например, крепостной крестьянин помещика В.А. Сухова-Кабылина обязался произвести следующие работы: «1)Всю наружнюю штукатурку обвалившуюся на церкви, колокольне, галлерее, около церкви и паперти подправить известью с алебастром. 2)Архиерейский корпус обелить весь кругом из вне и парадное крыльцо и отпавшую штукатурку подправить… 3)Над воротами церковь, два корпуса экономский и казначейский, также четыре башни и, около монастыря каменную ограду со всех сторон обелить…» 24 июля 1843 г. .

Лаврентьева обитель служила усыпальницей для представителей многих известных фамилий: Оболенских, Билибиных, Унковских, Золотаревых, Демидовых и других. Здесь также находилась могила героя войны 1812 года К.Ф. Багговута, убитого при Тарутинском сражении.

Монастырь располагался в одном из живописных мест в окрестностях г. Калуги. Он буквально утопал в зелени окружавших его сада и рощи, которая носила название Лаврентьевой. Вокруг монастырского сада была сложена из камня невысокая оградка. Мимо рощи и сада проходила грунтовая дорога от монастыря к городу /ныне ул. Широкая — бывшая Лаврентьевская/, которая в 1857 г. была вымощена камнем /»…отчет об израсходовании денег на устройство каменной мостовой дороги в город Калугу между монастырскими садовыми огородами…» 28 июня 1857 г./ .

Стены и башни

Лаврентьев монастырь был в плане практически квадратным сооружением со стороной около 120 метров. Стены монастыря, судя по фотографиям и сохранившимся фрагментам, были весьма внушительными. Конечно, их нельзя сравнить по мощности и неприступности, со стенами Пафнутьев-Боровского, но все же в сочетании с холмистой местностью Лаврентьев монастырь был достаточно защищен.

С трех сторон стены обители Св. Лаврентия располагались на краях склонов холма. И только с восточной стороны к монастырю примыкала ровная площадка. Высота стен была около трех метров. Толщина у основания колебалась в пределах одного метра.

Наиболее сохранившийся участок стены находится на северном отрезке монастырской ограды. Его длина сейчас составляет 55 метров. Высота — более 3-х метров. Монастырская стена возводилась из красного кирпича размером 26 х 13×7 см. В основание кирпичи клались перпендикулярно линии стены. Подобным образом возводили стену и далее, но с наружней стороны ограды ряд кирпича клался, вдоль линии стены, служа, повидимому, в основном декоративным целям — это делало стены монастыря относительно ровными, что, в свою очередь, возможно, позволяло ограничиться побелкой ограды, без штукатурки. Кое-где на участке северной части монастырской ограды этот ряд кирпичной кладки уцелел.

Помимо сохранившихся частей монастырской ограды, на прилегающей территории находится множество обломков стен.

В 1988 г. западную часть местоположения Лаврентьева монастыря заняла реставрационная мастерская. В настоящее время северная, западная и часть южной /около 40 м/ ограды мастерской проходят по тем местам, где когда-то стояли монастырские стены.

Помимо части стен, на своих прежних местах восстановлены две угловые башни: северо- западная и юго-западная /схожесть с монастырскими заканчивается на количестве углов/. Причем от северо-западной монастырской башни сохранилось основание /его высота доходит до 2,5 м/. Кладка этого основания такая же как и основания ограды. На углах стен башен /все башни были 8-угольные/ кирпич клался с постепенным поворотом и заливался раствором.

От северо-восточной и юго-западной башен до настоящего времени сохранились лишь фрагменты оснований.

В «Историческом описании…» Л. Кавелин сообщает лишь о двух башнях: в юго-восточной башне вверху были устроены летние кельи, а внизу помещался ледник, как и в юго-западной . Учитывая, что Лаврентьев монастырь был «местом заточения для лиц посылаемых на исправление» , можно предположить, что две другие башни служили именно этим целям.

Храм Лаврентьева монастыря

Храмовый комплекс — главное сооружение обители Св. Лаврентия. Центр этого комплекса состоял из двухэтажного одноглавого храма с четырехскатной крышей. На первом этаже храма располагалась церковь во имя Св. Мученика и Архидиакона Лаврентия, на втором этаже церковь имела два престола: Вознесения Господня и Рождества Христова.

Храм с юга, запада и севера окружали крытые галереи. С юга и севера галереи поворачивали от храма под прямым углом и оканчивались башенками. С запада галерея соединяла храм с колокольней, с юга через башню с архиерейскими покоями.

Нижняя церковь была первым каменным зданием на территории Лаврентьева монастыря /построена в 1650 г./. Вторично освящена в 1790 г. по изготовлению нового иконостаса. А в третий раз — в 1855 г. и при этом переименована: во имя Св. Праведного Лаврентия Христа ради юродивого Чудотворца .

Л. Кавелин так описывает нижнюю церковь: «При первом шаге внутрь храма, вы чувствуете себя под сводами древнего Святилища. Коробовые своды, таинственный сумрак, одинокая лампада в стороне, все приготовляет вас к тому, что это место успокоения одного из угодников Божиих. Все дышит здесь простотой и смирением.

Под балдахином помещается рака, или гробница, обитая медными посеребренными листами; на верху ее древнее иконописное изображение Св. Праведного Лаврентия в рост, в серебряном чеканном окладе…» .

Под тем же балдахином располагалось иконописное изображение Спаса. Размер иконы 1,75 х 1,58 м. JI. Кавелин отмечает, что икона эта упоминалась в описании чудес Св. Лаврентия, а именно, в 1632 г. 2 ноября 1832 г. архимандрит Арсений докладывал: «Нерукотворный образ Спасителя, при гробе Праведного Лаврентия находится весьма обветшал. Почему на исправление оного чрез искуссного иконописца испрашиваю Архипастырской резолюции.» . На самой иконе внизу была сделана следующая надпись: «1833 года в ноябре обновися сей Нерукотворный образ, по благославления Преосвященного Никанора Епископа Калужского и Боровского, усердием Иеромонаха Авеля, художеством же иконописца Ивана…». Что потом стало с этой старейшей монастырской иконой неизвестно.

Как уже отмечалось, храм был до основания разрушен. Во время разборки нижней церкви храма 5 мая 1930 г. калужским художником Н. Масловым была сделана зарисовка надгробной плиты, возможно второй половины XVI в., использованной в XVII в. в качестве строительного материала.

В настоящее время местоположение храма может представлять интерес как возможный объект археологических исследований. В этом плане следует отметить ряд моментов.

  1. 27 рублей затрачено на покупку и привоз в монастырь 8 тыс. штук кирпича «для переделки в нижней церкви Архидиакона Лаврентия… дверей,…полов…».
  2. 17 рублей уплачено за переделку 4 окон и дверей и за «закладку» кирпичом одного окна и двери, а также «за проломание стены и за зделание дверей для кладовой ризничей палаты…».
  3. За 5 рублей были куплены железные двери в ризничью палатку.
  4. На 8 рублей монастырь приобрел алебастр для ремонта алтаря Лаврентьевой церкви, и 16 рублей было уплачено за работу по ремонту алтаря.

В приходно-расходной книге за 1773 г. содержится запись следующего содержания:

  1. 2 рубля истрачено на покупку алебастра для проведения ремонтных работ в ризнице.
  2. 4 рубля «уплачено его превосходительства генерала Ивана Ивановича Шувалова деревни Соболева крестьянину Ивану Стефанову… за подмазку ризницы алебастром.» .

Основываясь на приведенных выше выдержках из архивных дел, можно отметить, что в 1769г. была построена ризница в нижней церкви, как в наиболее защищеном месте монастыря — «1758 года декабря 8 в осьмом часу ночи разбойники в Лаврентьевом монастыре зарезали архимандрита Иллариона.»

Верхняя церковь.

Первоначально /с середины 17 в. до первой половины 18 столетия/ второй этаж храма Лаврентьева монастыря был деревянным. Этот этаж занимала Рождественская церковь, которую уничтожил пожар. После чего верхняя церковь вновь отстраивается, но на этот раз уже из кирпича.

Единого мнения о времени постройки каменной верхней церкви нет. JT.Кавелин считает, что это событие произошло в 1739 г. Он ссылается на Указ Московского Синодального Правления от 9 июня 1739 г. . П.Ляметри /раздел «Исторические сведения о монастырях Калужской губернии.» в «Памятной книжке Калужской губернии на 1861 год.»/ указывает на 1780 г. .

Л.Кавелин отмечает: «из надписей на водруженных под обеими престолами каменных крестах, видно что освящена она /вторично по сделании нового иконостаса/ в 1780 году при настоятеле Архимандрите Никодиме…».

Книга расхода денежных сумм «Постройка каменной церкви в Калужском Лаврентьевом монастыре» относит возведение Рождественской церкви к 1776 г. Но в Лаврентьевом монастыре никогда не было отдельной каменной Рождественской церкви. Вероятно, в документе речь идет именно о строительстве Рождественского престола верхней церкви храма.

По этому вопросу следует сделать ряд замечаний.

Следовательно, за период с 1768 г. по 1773 г. на ремонтные работы в Рождественском престоле затрачено 516 рублей.

Таким образом, в 1776 г. Рождественский престол был не вновь построен, а перестроен, хотя эта перестройка изменила весь облик храма. По воспоминаниям старожилов Подзавалья, нижняя церковь использовалась для служб в обычные дни, а верхняя — в праздничные, когда в монастырь стекайтесь большое колличество народа. Неудобство, связанное с относительно небольшим объемом верхней церкви, было ликвидировано в результате перестройки 1776 г.

О внешнем виде верхней церкви можно судить только по фотографиям да свидетельствам современников: «Двухпрестольный храм обители, надстроенный над нижней церковью, и украшенный во вкусе рококо делает честь и усердию строителя и искусству зодчего и составляет украшение обители. Храм величественен извне, высок, светел и просторен внутри…»

Здание братских келий и училища

Здание братских келий и училища для детей штатных монастырских служителей располагалось в северной части монастыря. Долгое время оно было одноэтажным строением, сложенным из кирпича, но где-то на рубеже веков был надстроен второй бревенчатый этаж.

До недавнего времени в этом доме находилась средняя школа. Но в начале 1970-х гг. после перевода школы а новый корпус здание бывших братских келий снесли. Сейчас от келий сохранился лишь фрагмент фундамента: бутовый камень, залитый раствором, да первые три ряда кирпичной кладки. Фрагмент фундамента протянулся с северо-запада на юго-восток на 6 метров, ширина его около полуметра. Принадлежность этого фрагмента основания именно зданию братских келий, помимо своего местоположения, подтверждается также и данными спектрального анализа связующих растворов: раствор сохранившегося основания по составу твердых компонентов целиком совпадает с растворами, которые применялись при строительстве башен и стен монастырской ограды. А так как и здание братских келий, и башни, и стены строились в одну эпоху /о датировке постройки братских келий речь пойдет ниже/, то и скрепляющие растворы были одного состава.

Что же касается времени постройки этого сооружения, то здесь разобраться помогли «Приходно-расходные книги штатных сумм Калужского Лавтентьева монастыря» за 1764, 1765, 1776, 1779 гг. Часть средств, отпущенных на ремонтно-строительные работы в монастыре, была истрачена на возведение братских келий.

В 1764 г. израсходовано:

В 1776 г. истрачено:

В 1779 г. на 5 руб. проведены работы по кладке печей в братских кельях . Следовательно, здание братских келий и училища было выстроено в 1764-65 гг. В последующие года /1776, 1779/ производились ремонтные работы и оборудование помещений.

Корпус архиерейских покоев.

Единственное уцелевшее здание на территории монастыря — каменный двухэтажный архиерейский дом, построенный в 1733 г. на деньги калужского купца Козьмы Ивановича Ланина. В 1825 г. в юго-восточной части устроена домовая церковь во имя Сергия Радонежского. Помимо архиерейских покоев и церкви здесь помещались трапеза, кухня, канцелярия, кельи для прислуги .

В настоящее время внешний облик здания сильно изменился: окна растесаны, отсутствуют галерея, соединявшая верхний этаж /архиерейские покои/ и верхнюю церковь, балкон, выходивший в сад. Лишь своды первого этажа напоминают о былом назначении дома. После передачи части территории монастыря православной церкви, помимо возведения часовни на месте алтарной части храма, были проведены ремонтные работы здания бывших архиерейских покоев. В процессе работ в основании здания обнаружены надгробные плиты ХУП в., использованные в качестве строительного материала. Внутри же здания, после снятия половых досок и при проведении земляных работ, под надгробной плитой ХУП в., было обнаружено погребение. К сожалению, работы были проведены без специалистов-археологов и значительная часть информации была утрачена. Тем не менее, сделанные находки позволяют говорить, что на месте здания архиерейских покоев, которое было построено в 1733 г., в ХУП в. находился мона¬стырский некрополь. Часть надгробий была применена при возведении корпуса, что в общем-то характерно для церковного строительства особенно конца ХУП — XIX вв.

С Лаврентьевым монастырем связаны предания о подземных ходах. Л. Кавелин сообщает: «Восьмидесятилетний старец, старожил подмонастырской слободы Подзавалья, поведал мне, что еще на его памяти был известен в монастырском саду куст, который поднимался и открывал спуск в подземный ход; а сей последний, по слухам, вел в монастырскую церковь. Предание говорит, что ход этот был ископан самим Праведным Лаврентием, и что он тайно проходил им в церковь для молитвы.»

Один из местных жителей рассказал, что бабка его отца упоминала о подземном ходе, вход в который находился в дупле старого дуба, а сам ход вел из-за монастырского пруда в обитель Святого Лаврентия.

Со зданием братских келий также связана легенда о подземном ходе, ведущем в сторону р. Ячейки, а возможно, и к Тихоновой Пустыни.

В заключение разговора о постройках Лаврентьева монастыря следует попытаться определить перспективы этого памятника.

Интересна была идея создания исторической зоны на месте Лаврентьева монастыря, но, к сожалению, она слишком нереальна. Невозможно создать историческую зону уже потому, что самого монастыря нет как памятника архитектуры. Невозможно произвести и реставрационные работы монастырских построек /за исключением здания архиерейских покоев/.

Кроме того, территория монастыря в настоящее время не пустует.

Западную часть занимает мастерская, которая отнюдь не способствовала сохранению уцелевших частей обители. Другим основательным сооружением является двухэтажный дом, расположенный на месте монастырского сада и юго-восточной башни /сохранился лишь фрагмент основания этой башни/.

Значительную часть некогда застроенной территории монастыря занимают одноэтажные домики-времянки, без фундамента, с прилегающими к ним огородами. В основном эти домики стоят на месте монастырского кладбища /хозяин одного из домиков поведал, что его предшественник при попытке вырыть погреб под домом наткнулся на гранитную плиту и пр./. То, что эти домики строились без фундамента, позволяет надеяться на относительную сохранность целого ряда захоронений.

Часть территории Лаврентьева монастыря осталась не занята. Это то место, где в свое время находился двухэтажный храм. Только в алтарной части сооружена деревянная часовня в 1995 г.

Северо-восточный угол бывшего Лаврентьева монастыря сейчас занят современным зданием школы с пришкольным участком, дорогой и огородом.

Здание архиерейских покоев с частью прилегающей территории в настоящее время передано православной церкви. На месте храма /восточная часть/, как уже отмечалось, стоит часовня, а в здании открыта церковь. Церковные власти проводят на своей территории ремонтные работы, в процессе которых была осуществлена выемка грунта. Тот материал, который попал в руки специалистов, позволяет говорить, что в поцессе земляных работ уничтожен культурный слой конца XVI — XVII вв. на этой части площади монастыря.

Что ждет монастырь? Церковное строительство при данном раскладе землепользователей, финансирования и, главное, при общем отношении церковных властей к памятникам истории и культуры, скорее, не будет восстановлением архитектуры монастыря, а будет чистым новоделом. В процессе этого строительства может быть утрачена последняя информация о Лаврентьевом монастыре замечательном памятнике культуры XVI — начала XX вв. Любое строительство, будь то церковное или светское, должно осуществляться под контролем, с непременным исследованием культурных остатков, которые хранят память о нашей истории. В начале века был стерт с лица земли не только сам монастырь, но и монастырский некрополь. И сейчас лишь обломок надгробья с надписью: «Под сим камнем погребено тело Надворного Советника и Кавалера Семена Логиновича Логинова. Скончавшегося 1835 года мая 9-го на 10-е число в ночи на 63 году от рождения» валяется у дороги. Да в фондах КОКМ хранится памятник с могилы И.М. Золотарева. Когда-то Л.Кавелин так писал о нем: «На высоком пьедестале женская фигура в траурном одеянии, павшая ниц перед золотым крестом, лежит с одной стороны — раскрытая книга, с другой — переломленный якорь. На лицевой стороне пьедестала — вставлено поясное бронзовое изваяние Спасителя с крестом в руке.»

К сожалению, от пьедестала осталась лишь фотография, сделанная в 1972 г. Сам же пьедестал был распилен. Сейчас нельзя установить места конкретных захоронений /в том числе и могилы К.Ф. Багговута/, неговоря уже о полном восстановлении некрополя.

Возможно, имеет смысл поставить на месте Лаврентьева монастыря один памятный знак всем погребенным на этом кладбище и самой обители, с записью краткой истории монастыря Св. Лаврентия и перечислением всех известных захоронений. Может быть, для этой цели следует использовать сохранившееся надгробие с могилы И.М. Золотарева.

Примечания.

  1. Кавелин Л. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. Калуга, 1876.
  2. Карамзин Н.М. История государства Российского. Ростов-на-Дону, 1990. Книга 4.
  3. Кавелин Л. Историческое описание Калужского Лаврентьева монастыря нынешнего Калужского Архиерейского дома. Калуга, 1862.
  4. РГАДА, ф. 280, оп. 6, №№ 3536, 4114: оп. 7, №№ 189, 863; оп. 8, № 283; оп. 9, № 295; оп. 11, № 321; оп. 12, № 285; оп. 15, № 141.
  5. ГАКО. ф. 143, on. 1, № 28.
  6. ГАКО, ф. 143, on. 1, № 68.
  7. ГАКО, ф. 143, on. 1 № 10.
  8. РГАДА. ф. 280, оп. 6, № 4114.
  9. Драгоценная память, или разные записки, собранные из записок Григория Васильевича Губкина, продолженные сыном его, Иваном меньшим Губкиным Б г. Калуге в 18 столетии. // «Молодой Ленинец.» Калуга, 22 декабря 1990 г.
  10. Ляметри П. Исторические сведения о монастырях Калужской губернии. //Памятная книжка Калужской губернии на 1861 г.. Калуга, 1861.
  11. РГАДА, ф. 280, оп. 12, № 286.
  12. РГАДА, ф. 280, оп. 6, №№ 1384, 1899,3596; оп. 12, № 285; оп. 15, № 141.

Очерки по истории и культуре Калужского края. Калужское историческое общество. Калуга 1996., стр. 15-23.