Свято-Лаврентьевский монастырь

Некогда здесь возвышались храмы, каменные стены и угловые башни. Между небом и землей встали они в седой древности, удивляя и восхищая людей В них, в этих сооружениях, отразился светлый творческий дух мастеров из народа. Но время не пощадило красоту. Двадцатый беспощадный век разрушил это намоленное столетиями место. Вдумайтесь — за каждым из нас, в затылок, будто тени, стоят наши предки со своим характером, жизненным уставом, своим кредо Они создавали эту красоту, и они с нас спрашивают — где она? Как мы ее сберегли? А мы—ее разрушили.

Однако вандалы тайно разрушали здания монастыря, яко тати в нощи, и их имена нам неизвестны. В то же время мы знаем тех, кто вдохновлял работников и каменных дел мастеров Мы знаем, кто был вкладчиком, жертвователем, кто дарил, завещал средства. И какие это имена! Мы находим среди них достойнейших людей не только земли калужской, но и России Назывались они с глубоким смыслом, значительно - "помянники". Их и мы должны помнить. Это имена знатных бояр Стрешневых и Хитрово, князья Дашковы, Волконские, Одоевские, Оболенские, Лыковы, Львовы, Иванец-Мосальские, Касаткины-Ростовы, граф Шуленбург (1871 г), полковник Н.С. Гоголев (1919 г). Это герои 1812 года генералы Багговут и Всеволожские, это почетные граждане Калуги Билибины, Прянишниковы, Чешихины, Судовщиковы-Смирные, Гончаровы и "государев гость Никитников". Это зодчие Никитин, Ясныгин, Соколов, украсившие Калугу, это первый режиссер калужского театра Титов, один из первых директоров театра Теличеев Многие защитники отечества, как капитан П. Волков, генерал-майор Мещеринов, предводитель калужского дворянства. Это представители аристократических династий Щербачевы, Кологривовы, Ртищевы, Пятовы, Желябужские, Челюскины, Темирязевы, Ун-ковские Это высшее духовенство — архимандриты Арсений, Киприан, Карион, игумены Иона, Феодосии и Пафнутий, эконом монастыря Арсений Зерчанинов Игуменьи калужского Девичьего Казанского монастыря Агния и Маргарита, многие законоучители Калужской семинарии.

Несмотря на отдельные высказывания уважаемых коллег-археологов о том, что Лаврентьевский монастырь "безвозвратно утрачен навсегда", следует учесть и помнить, что в этом, одном из самых древних мест Калуги, до сих пор сохраняются могилы наших предков Возможно восстановить план захоронений по многим документам. Некрополь монастыря — город мертвых — огромен и не только по размерам, сколько по значимости. Пусть утрачены надгробия "коммерц-советников" Золотаревых и Черновых из гранита, мрамора, чугуна и бронзы — их отсутствие не сможет затмить мемориальную значимость данного исторического места.

А помимо некрополя сохраняется память о больших личностях, посещавших монастырь, живших в нем. В 1656 году это был Антиохийский патриарх Макарий III со свитой, среди которой был его секретарь Павел Алеппский, коему мы обязаны описанием Калуги в середине XVII века. В Смутное время тут жили и обороняли крепость-монастырь воеводы Ян Скотницкии, Конрад Буссов, Иван Болотников, Лжедмитрий II, Марина Мнишек, польские воеводы-маршалы Ежи Мнишек, Ян Сапега, Лисовский, Гонсевский, а позже гетман Конашевич-Сагайдачный.

В то время Лаврентьевскому монастырю придавался статус "замка", как его величают Буссов и пастор Бер, авторы книги о Московии и о Калуге (1613-1634 гг.). С 1503 года Лаврентьевский монастырь являлся резиденцией Калужского князя Симеона Ивановича — в отличие от городских укреплений на территории нынешнего парка культуры в центре города.

Цари-военачальники Иван IV и Борис Годунов наверняка посещали монастырь в XVI веке и укрепляли его как крепость.

В восемнадцатом веке среди дарителей и посетителей монастыря мы встречаем императрицу Екатерину II, митрополита Платона, вдовствующую императрицу Марию Федоровну. В XIX веке монастырь посещали будущий император Александр II, великие князья Константин Романов («КР») и Владимир, князья Орбслидни, имам Дагестана и Чечни Шамиль, писатель Н.В. Гоголь.

Несмотря на то что с 1764 года монастырь официально именовался «летней резиденцией архиепископов Калужских и Боровских», он выполнял роль центра веры и культуры. И мы, как можем, должны восстанавливать порушенное. Слава Богу, возрождение древней святыни идёт.

А. Днепровский. "Калужский перекрёсток" №22 за 16.06.99г.